В Челябинской области внедрен «модельный» бюджет «Р.О.С.Т.У.»

31.01.2019

Распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности на основе «модельного» бюджета – новвела межбюджетных отношений в Российской Федерации. По аналогии с федеральным центром подобные новеллы внедряются и на региональном уровне.

Одним из первых стала Челябинская область. Так, Министерство финансов Челябинской области совместно с ООО «Р.О.С.Т.У.» реализовало проект по внедрению «модельного» бюджета в распределение регионального фонда финансовой поддержки Челябинской области. 

Первым этапом проекта стала разработка порядка расчета «модельного» бюджета муниципальных образований Челябинской области, основой для чего, по аналогии с федеральным подходом, послужили данные реестров расходных обязательств муниципальных образований. 

Все расходные обязательства муниципальных образований Челябинской области были объединены в шестнадцать групп, сформированных по отраслевому признаку и суммирующих расходы в сферах управления, сельского хозяйства, образования, культуры, физической культуры и спорта, благоустройства, коммунального хозяйства и других.  

При установлении расчетного объема финансовых средств по каждой группе полномочий учтены индивидуальные характеристики, влияющие на стоимость расходных обязательств, например, такие, как численность населения, численность обучающихся, данные о протяженности муниципальных дорог, а также использованы корректирующие коэффициенты структуры и стоимости расходов. К таким коэффициентам отнесены коэффициенты расселения населения, стоимости фиксированного набора товаров и услуг для населения, транспортной доступности и т.д. 

В целях повышения эффективности и снижения трудозатрат по расчету «модельных» бюджетов муниципальных образований Челябинской области, указанный выше порядок расчета в рамках второго этапа реализации проекта был автоматизирован на базе программных продуктов ООО «Р.О.С.Т.У.» - реестр расходных обязательств (РРО-СМАРТ) и новой разработки – «Модельный бюджет-СМАРТ».  

Автоматизация расчета «модельных» бюджетов муниципальных образований Челябинской области предусматривает многовариантность расчетов в зависимости от типа расходных обязательств и детализирующих подгрупп полномочий, использования нормативов, усредненных или фактических значений показателей, необходимости изменения исходных данных и т.д.  

Подобная дифференциация, применяемая при автоматизации процесса формирования модельного бюджета муниципального образования, позволяет региону максимально оценить потребность местных бюджетов в финансовых ресурсах для обеспечения расходных обязательств, повысить объективность межмуниципального сравнивания при выравнивании бюджетной обеспеченности муниципалитетов. 

Предложенная методика расчета «модельных» бюджетов и их автоматизация позволит повысить точность и результативность межбюджетного перераспределения бюджетных средств с наименьшими время- и трудозатратами.